I.
Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке нас ждет новая
страничка нашего журнала «О братьях наших меньших». На уроке учимся правильно читать, думать над
прочитанным, учимся новому виду пересказа.
II.
Проверка
д/з.
Работа в паре.
- Какие слова ты выберешь для
определения поступка ребят? (человечный,
добрый, плохой, неправильный, злой, ужасный, гуманный, дурной, недостойный,
несправедливый)
Группа
Найди
слова в тексте, которые описывают страдания уточки.
- Какие чувства испытывала
уточка? (чувство страха, одиночества,
беззащитности, она очень испугалась за утят)
- А что чувствовали вы, когда утят
ловили ребята?
- Над чем заставил задуматься
рассказ? (Нас окружает природа. Мы
должны жить, не причиняя боли другим. Живое существо – не игрушка.)
III. Подготовка к первичному предприятию.
Нас
окружает природа. Каждый из нас должен жить, не причиняя боли другим. Всем
хочется, чтобы вокруг были доброжелательные, не способные обмануть люди. А ведь
в жизни не всегда просто разобраться, как нужно поступить в том или ином
случае. В этом нам помогают книги. Открываем новую страничку журнала «О братьях
наших меньших».
Сегодня
мы познакомимся с рассказом, героя которого поразила удивительная картина.
Впрочем, давайте послушаем рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Музыкант» (портрет, выставка книг).
IV. Первичное восприятие.
(Читают подготовленные ученики до
слов: «Вечером знакомый колхозник….»
- Как вам кажется, что будет
дальше? Убьет ли охотник медведя?
Чтение
рассказа до конца.
V.
Проверка
первичного восприятия.
- В какой момент вы поняли, что старик
не сможет убить медведя?
VI. Постановка
учебной задачи.
- Этот рассказ написал В. Бианки. Это
он, автор, помог нам догадаться, что старик не убьет медведя. Давайте прочитаем
рассказ и подумаем, как же автор помогает нам.
VII.
Словарная работа.
медвежатник – тот, кто занимается охотой на
медведя
завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль
наружных стен избы
колхозник – крестьянин, член колхоза
щепка – тонкая пластинка, отколотая по слою
дерева
VIII.
Вторичное восприятие и анализ текста.
а)
Чтение до слов «Старик отложил скрипку…»
-
Какое увлечение было у старого охотника?
(он очень любил музыку)
-
Как у него получалось? Прочитай.
-
Что посоветовал охотнику знакомый колхозник? Прочитай.
б) Прочти
текст про себя до иллюстрации и обрати внимание, как автор описывает красоту
природы.
в)
Чтение вслух.
стр.
196 – рассказ читается до конца.
- Что должен был рассказать старик,
чтобы объяснить, почему он, старый опытный охотник, вернулся с охоты ни с
чем? (как медведь играл на скрипке).
Послушайте
рассказ:
Я пришел в лес. Услышал звук. Увидел
медведя. Он сидит перед пнем и лапой щепку оттягивает. Не стал я стрелять и
вернулся домой.
- Убедителен ли этот рассказ? Почему? (Это сухой рассказ, лишен эмоциональных
деталей, не убеждает нас и не дает ответа на вопрос: Почему старик не стал убивать медведя?).
г)
Попробуем представить себя на месте старика-охотника, составим рассказ от его
имени. Для этого будем перечитывать текст и отбирать все, что нужно для
рассказа старика.
д) Чтение
вслух до конца стр. 194.
- Как автор показывает, что в лесу
очень тихо?
- Почему важно передать в рассказе
старика тишину леса? (Важно, потому что
в лесной тишине удивительно слышится необычный звук).
- Зачем несколько раз повторяется
слово: «Дзен!», передающее звук струны? (автор подчеркивает нежность и красоту
звука)
- Как этот звук нужно произнести?
е) –
Может ли художник показать на иллюстрации, как поет щепка? (нет, в ней нет
движения и звука).
- Как выглядел «Музыкальный пенек».
- А какой пень остается от спиленного
дерева? (ровный, гладкий)
- Что почувствовал старик, увидев
медведя?
- Как автор подчеркивает, что и
старику, и медведю очень нравится слушать звонкое и ласковое пение щепки?
Прочитай.
Инд. карточка: Сравни,
как старик играл в начале рассказа и в конце.
-
Почему изменилась игра старика?
Запись на доске: «Я повернулся и тихонько пошел домой.
Как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я».
IX. Обобщение.
В.Бианки
так описал трогательную красоту природы, тишину леса, чудесное пение щепки, что
заставил читателя испытать те же чувства, что и герой рассказа «старый
охотник», так же наслаждаться ласковым и нежным звуком, как медведь. Читатель
понимает, что убить медведя невозможно, это значит убить красоту.
X.
Инсценировка.
Пересказ
от имени старика.
XI.
Д/з: пересказ от лица старика.
Для этого
нужно прочитать текст, делая необходимые изменения. Затем рассказать
кому-нибудь из взрослых. Если ваш слушатель поймет, почему старик не убил
медведя, значит вы подготовились отлично.
|